Из обилия прочитанных глав, фраз и слов я для себя сделал два основных вывода. Большинство авторов до меня поступали таким же образом, они пытались почерпнуть (или, точнее говоря, списать) сведения из уже имеющихся публикаций. Поэтому во всех работах неловко повторяются одни и те же «факты», например: в Египте усопшего, отправлявшегося в свой последний путь, снабжали семью видами протираний и масел и двумя косметическими средствами типа грима; ассирийцы, вавилоняне и египтяне красили веки и волосы в черный цвет соединениями серы и сурьмой; египетская царица Клеопатра каждый раз брала с собой в дорогу 500 ослиц, чтобы купаться в ослином молоке; греки принесли в косметику изречение «Все здоровое прекрасно»; и наконец, римская косметика находилась в упадке, а средние века ознаменовались ее полной гибелью.
Второй вывод следующий: хотя косметика вполне может быть точно определенной и конкретной деятельностью, большинство авторов пособий по косметике и специальных монографий пытаются приписать ей цели и тенденции, которых у нее нет и никогда не было, опровергая тем самым по непонятным причинам ее действительные цели и устремления. Иногда, правда, перечисляя задачи косметики в отдельные периоды развития, ее упрекают в том, что она пренебрегла определенными тенденциями или изменила им. Я имею в виду конкретные гигиенические, медицинские и любые другие общеполезные и благородные тенденции и цели.
Однако в косметике ценно то, что присуще лишь ей, иначе ей незачем было бы существовать. Бесспорным историческим фактом является то, что «косметика стара, как самое человечество». Это подтверждают результаты раскопок на месте поселения пещерного человека, стоянок людей каменного века. В ходе раскопок были найдены предметы, назначение которых могло быть только косметическим. Гребни, заколки, небольшие сосуды для протирания и масел все эти предметы служили для ухода за телом и для украшения.
Некоторые авторы утверждают, что «во времена первобытно-общинного строя косметика служила для ритуальных и религиозных обрядов, для обозначения места в обществе и т. п.». По моему мнению, они соединяют несовместимое, ибо даже одинаковые действия еще не означают одного и того же, если, совершая их, мы преследуем разные цели. Разумеется, весьма сомнительно назвать такую деятельность косметикой, даже если при этом употреблялись по нынешним понятиям косметические средства.
Деятельность, обозначаемая термином «косметика», родилась в стремлении к красоте, независимо от времени, будь то каменный век или более поздние эпохи. Она всегда мотивировалась стремлением к красоте, определяющей ее смысл и цель. Само понятие красоты, естественно, менялось и продолжает меняться; сегодня нам трудно себе представить, что прекрасными считались (да и теперь еще кое-где считаются) искусственные шрамы на теле, татуировка, проколотые уши или нос, деформированные ноги японок, причудливые прически африканок и многое другое.
Бессмысленно включать в эту категорию ритуальную раскраску или другие подобные украшения. Если мы хотим объяснить любую деятельность, ее надо изучать во всей полноте, с этнологическими и этнографическими связями, а не изолированно, поскольку иначе смысл практически каждой конкретной деятельности ускользает, а для ее мотивировки выдвигаются ошибочные аргументы.
Другим бесспорным историческим фактом является то, что стремление к красоте, независимо от ее понимания и восприятия, сопровождало человека из глубины веков, не покинув его даже в период интенсивной идеологической, религиозной борьбы против всего естественного, светского, плотского и прекрасного.
Первые признаки и свидетельства подлинного расцвета косметики связаны по времени с наивысшим подъемом культуры Древнего Востока.
В этот период косметика развивается у китайцев, индусов, персов, ассирийцев, вавилонян, египтян и евреев. Вполне вероятно, что за истекшие тысячелетия ряд косметических средств не претерпел существенных изменений; тогда использовались протирания, масла, благовония и растительные экстракты, краски для волос и грим. Очень многое из египетской косметики переняли евреи, которых можно считать изобретателями депиляториев, они первыми стали делать мыло из жира и золы.
Косметика Древней Греции, а позднее Рима не только находилась на довольно высоком уровне, но и была тесно связана с гигиеной и физической культурой. С падением Римской империи в конце V в. н. э. все это пришло в упадок.
В обществе возобладали взгляды церкви, которым была подчинена вся практическая деятельность человека. Согласно одной из церковных сентенций тело считалось греховным сосудом. Высокий уровень культуры тела, накопленные знания и опыт сохранились лишь благодаря высокоразвитой арабской культуре VII—XI вв. Обогатились новыми данными и получили дальнейшее развитие ботаника, химия, врачевание, которые становятся частью культурного наследия, воспринятого вместе с традициями в области косметики от средних веков лишь периодом Возрождения.
Этот период также имел свои характерные черты, а в косметике, по свидетельству многих авторов, подчеркивалась прежде всего ее декоративность в ущерб гигиеническим аспектам. Однако если принять во внимание предшествовавший период власти церкви, когда отрицалось все плотское, то весьма трудно будет высказать об этом однозначное мнение.
О появлении и развитии современной косметики в настоящее время, когда ею стали интересоваться самые широкие массы, мы можем говорить лишь в связи с промышленной революцией, с новыми достижениями в области химии, медицины и гигиены, а также с началом промышленного производства косметических средств.
В довоенные годы косметика в Чехословакии не имела никаких специфических черт, не существовало собственных традиций, к тому же она не была слишком распространена. Косметические средства производились в минимальных количествах, а косметические салоны были редкостью.
Подобная ситуация отмечалась и в послевоенные годы, когда после перехода на путь строительства социализма косметику стали осуждать как буржуазный пережиток, что препятствовало ее широкому распространению.
Однако по мере роста жизненного уровня населения и, сле-довательно, общественного потребления в этой области стали намечаться определенные изменения. Примечательно, что дерматологи, первыми почувствовав данную потребность общества, внесли свой практический вклад в ее удовлетворение.
Уже в 1951 г. профессор Г. Лейганец, в то время главный врач дерматологической клиники в Оломоуце, прочел аргументированную и продуманную лекцию на тему: «Актуальна ли косметика?», открыв тем самым широкую дискуссию по данной проблеме. Несмотря на то что содержание лекции не соответствовало атмосфере того времени, а высказанные в ней идеи были трудноосуществимыми, поскольку преобладало мнение, что социалистический образ жизни исключает применение косметики, профессору Лейганецу вместе с рядом его сотрудников- энтузиастов удалось создать условия для ее развития и популяризации. В сентябре 1956 г. при секции дерматологов Чехословацкого общества врачей была организована комиссия по вопросам косметики. Поскольку объем работы был весьма значительным, а никакой иной организационной базы не существовало, в этой комиссии были представлены не только чешские и словацкие дерматологи, но и врачи других специальностей, а также специалисты по производству косметических средств.
По инициативе данной комиссии совместно с Министерством здравоохранения и работниками местной промышленности были одновременно разработаны система, структура и программа обучения будущих косметологов-практиков. После первого выпуска таких специалистов во всей республике постепенно стали создаваться государственные и кооперативные косметические кабинеты. Была разработана и система повышения квалификации кадров — «Дни новой техники в косметике». Такая система обучения существовала до 1982 г. С этого времени подготовкой будущих косметологов-практиков стали заниматься профессиональные училища, подведомственные Министерству просвещения.
Наряду с указанными организационными, профессиональными проблемами и серьезными задачами, которые решала в то время упомянутая выше комиссия, существовала настоятельная потребность в увеличении числа специализированных медицинских учреждений, занимающихся вопросами врачебной косметики. Для этого необходимо было подготовить не только врачей, но и медицинских сестер, а также создать соответствующую систему повышения квалификации.
Поскольку разобщенность отдельных дерматологов, слабое сотрудничество с хирургами и прежде всего отсутствие оборудования для расширения сети специализированных кабинетов не позволяли проводить некоторые сложные операции, Комитет комиссии по косметике подготовил в 1957 г. для Министерства здравоохранения предложения по организации единого медицинского центра, способного оказывать населению всестороннюю, медицински обоснованную косметическую помощь.
Министерство здравоохранения приняло решение создать Институт врачебной косметики, поручив его организацию Национальному комитету г. Праги. Институт начал работать в 1958 г. Впоследствии он стал центром дальнейшего развития косметики в области проблем медицины, а также консультационным центром по всем вопросам косметики в ЧССР. Позднее подобный институт был создан в Братиславе.
Институт врачебной косметики не только успешно справился с поставленными перед ним задачами, но и развернул широкую научно-исследовательскую работу, а также организовал специальное обучение и переподготовку врачей и среднего медицинского персонала. Поэтому при Институте врачебной косметики в Праге была открыта кафедра коррективной дерматологии Института повышения квалификации пражских врачей и фармацевтов.
Таким образом, все необходимые предпосылки для дальнейшего успешного развития косметики в Чехословакии были созданы.
Добавить комментарий